8-925-023-42-49
8-938-473-49-06

Время работы: 9:00-18:00 Пн-Пт

Насосы водяные

 

 

 

Водяной, насос охлаждающей жидкости или, попросту, помпа отвечает за циркуляцию антифриза в системе охлаждения двигателя автобуса или грузовика. Сегодня практически во всех автомобилях применяется центробежный насос.

Стать абсолютным монополистом ему помогла невысокая цена, а также простота, надежность и долговечность конструкции. Центробежный насос изобрел французский физик Денис Папин еще в 1689 году. Впрочем, еще раньше основные принципы работы насоса показал в своих рисунках и чертежах вездесущий Леонардо да Винчи.

Как бы там ни было, но с изобретением двигателя внутреннего сгорания именно центробежный насос прижился в системе охлаждения. Построен он на нехитром принципе: жидкость, попадая к ступице рабочего колеса, под действием центробежной силы выбрасывается к периферии.

Такая конструкция позволяет добиться постоянного напора. Другое важное достоинство: если жидкость встречает сопротивление, это не причиняет вреда насосу.

 

В различных двигателях современных автомобилей насосы могут отличаться маркой, размерами, материалами, типом привода, общим видом, но при этом конструктивно все они схожи. Все состоят из корпуса, вала и рабочего колеса.

Корпус (изготавливается из алюминия или чугуна) имеет входной и выходной каналы для подвода жидкости к рабочему колесу и отвода в систему. Корпус насоса крепится к блоку цилиндров. Между ними находится уплотнительная прокладка, предотвращающая протечки.

Рабочее колесо с лопастями (в обиходе – крыльчатка) изготавливается из сплавов со специальным покрытием или прочного пластика. Рабочее колесо крепится на приводном валу. Вал установлен в корпусе на подшипниках. На обратной стороне он имеет приводной шкив.

Подшипники вала имеют пожизненный запас пластичной смазки. Для того, чтобы охлаждающая жидкость не вымывала смазку, применяется самоуплотняющийся сальник.

Насос действует следующим образом: колесо начинает вращаться, во входном отверстии создается разряжение, жидкость засасывается из радиатора. В центре насоса на жидкость действует центробежная сила, и она выбрасывается к выходному отверстию, а затем – в рубашку охлаждения двигателя.

 

 

Ищем отличия

На этом сходства заканчиваются, начинаются различия. В среде конструкторов до сих пор нет единодушия, какой привод лучше. Более распространен механический привод, но сегодня все большую популярность приобретает электрический.

Механический привод осуществляется ремнем (от распредвала через клиновой или зубчатый ремень) либо шестернями (чаще всего от коленчатого вала через промежуточную шестерню). На некоторых грузовиках водяные насосы конструктивно объединены с вентиляторами и имеют общий привод.

Электрический насос имеет отдельный электромотор с собственной системой управления. Некоторые производители и вовсе совмещают два насоса в одну систему: основной механический и дополнительный электрический. Так решаются разные задачи. Например, при эксплуатации в жарком климате, второй насос обеспечивает дополнительное охлаждение.

В северных районах, напротив, дополнительный насос помогает автономному отопителю. Также он может отвечать за охлаждение турбины, системы рециркуляции, либо включаться только после остановки двигателя, для предотвращения перегрева цилиндров.

Дополнительный электронасос начинает работать по сигналу электронного блока. Зачастую с дополнительным насосом одновременно включается еще и вентилятор охлаждения.

 

Лучше старых двух

Неисправный насос выводит двигатель из строя довольно быстро. Поэтому важно следить за его состоянием и вовремя устранять неисправности либо менять деталь целиком. Характерный скрип, стук, скрежет, свист помпы укажет на изношенность подшипника, который, в свою очередь, приведет к заклиниванию крыльчатки. Это может быть вызвано обычным износом.

В технической документации указан срок замены помпы, обычно он составляет 100 – 150 тысяч километров пробега, но на эту цифру может оказывать влияние характер вождения и условия эксплуатации грузовика.

Выход помпы из строя часто происходит из-за протечки уплотнительного сальника. Антифриз попадает в подшипник и постепенно вымывает смазку. Происходит это постепенно, поэтому, чтобы водитель вовремя узнал о неисправности, часто в конструкции насоса делают контрольное отверстие. Таким образом, протекающая помпа сигнализирует о своих проблемах сама. Менять запчасть рекомендуется вместе с приводным ремнем.

Кстати, если помпа приводится в действие ремнем ГРМ, то при замене ремня и роликов также рекомендуется поменять и помпу. Иначе новый ремень ГРМ быстро выведет из строя подшипник водяного насоса. Некоторые производители выпускают ремкомплекты для водяных насосов.

Состоят они из подшипника, уплотняющего сальника и прокладки. Это позволит сэкономить некоторую сумму, но следует учесть, что, скорее всего, свой ресурс выработал не только подшипник, но и вал с крыльчаткой, ведь они подвергаются не только фрикционному, но и кавитационному износу. По этим же причинам не рекомендуется покупать помпу, бывшую в употреблении.

Кроме того, деталь могла долго пролежать на складе, в результате чего сальник и прокладка рассохлись и потеряли эластичность. В результате насос вновь потребует замены. Новый водяной насос лучше всего выбирать по каталогу в серьезном специализированном магазине.

 

Электронику – в массы!

Вероятно, дальнейшее улучшение водяных наосов пойдет в сторону постепенного отказа от механического привода в пользу электронного. Электронасос более эластичен, позволяет подстраиваться под конкретные условия эксплуатации.

Например, при запуске двигателя электронные насосы полностью отключают подачу охлаждающей жидкости, что позволяет быстрее прогреть двигатель. В результате экономится время и топливо. При низкой частоте вращения вала двигателя электронасос лучше поддерживает рабочую температуру, обеспечивая более интенсивную циркуляцию охлаждающей жидкости по команде компьютера, который учитывает множество факторов – от температуры окружающей среды, до частоты оборотов двигателя.

Электроника также легко заменит турботаймер, обеспечив циркуляцию антифриза в системе даже после остановки двигателя и обеспечив равномерное и полное охлаждение. Кроме того, насос с электронным управлением сам может подсказать водителю о своих проблемах и неисправностях.

 

Внимание! Сведения о товарах, размещенные на сайте, носят информационный характер и ни при каких условиях не являются публичной офертой. Компания в праве в любое время вносить изменения в наименование, описание, и цену товара. Актуальную информацию необходимо уточнять по указанным на сайте телефонам.